Семагина Алиса Альбертовна, 2010г.

Почему именно МГУ?
Скорее, почему факультет?

Это как?
Родители захотели, чтобы я училась в МГУ, а мне нравились лошади. Вот и поступила на «Почвоведение» в надежде на то, что со временем переведусь в Тимирязевку на «Коневодство».

Как поступала?
Репититоры. Два года занятий математикой и химией. Было три экзамена: математика, химия, сочинение. Нужно было набрать средний балл. Не помню, чтобы было уж очень трудно.

Говорят в МГУ сложно попасть?
Ну, да…12 человек на 1 бюджетное место ))

И?
Была цель – сдать на все 5-ки, пройти порог поступления. Это сейчас все ЕГЭ решает, а раньше подсчитывали все оценки за вступительные экзамены и вычисляли «проходной балл». Например, этот балл получался равен 12, значит все, кто сдал на все четверки и выше – поступали.

Первое впечатление?
Конечно потрясающее! Потолки по 6 метров, все в дереве, аудитории огромные с наклонными полами, стенды всякие с образцами, как в Кунсткамере. Ну, и основной корпус, конечно. Все очень красиво, пафосно!

Что особенно запомнилось?
Запах в аудиториях. Пахло стариной и еще чем-то неуловимо таинственным.

Состав преподавателей?
У нас были лекторы, которые читали лекции. Коллоквиумы и семинары проводились преподавателями не с нашего факультета. Конечно, все зависело от человека. Например, преподаватель по высшей математики, который проводил у нас семинары, скажем так, недолюбливал женщин. С ним было сложно. Но ничего, все живы )) Это добавляло трудностей, но они не выходили за рамки непреодолимых. Было даже интересно.

Ощущали ли разницу между стилем преподавания в МГУ и школе?
До поступления я 4 года училась в Лицее, а там отношение к детям было как к студентам. Не так как в школе. Уважительное отношение как к взрослому человеку, всех на «вы»…в МГУ это просто продолжилось, поэтому большой разницы я не ощутила.

Это помогало тебе?
Конечно. От преподавателей и его отношения к студентам очень много зависит. Например, у меня в середине учебы поменялся научный руководитель. И это заметно повлияло на учебу.

На 3-м курсе мы выбирали себе специализацию: биология почв, физика грунтов, география и т.д. Причем, это был не совсем выбор. В зависимости от оценок, репутации и наклонностей ты мог рассчитывать на тот или иной факультет. К слову сказать, на Микробиологию почв было трудно попасть, потому что считалось престижным направлением из-за широкого диапазона возможностей, открывающегося перед выпускником. Ну, или кафедра Земледелия, считавшейся самой не перспективной.

Я выбрала Географию почв, потому что к 3-му курсу пришло понимание того, что я не способна просиживать лето в лаборатории, корпеть над пробирками и анализами. Мне хотелось путешествовать, что вполне отвечало задачам «географа почв».
Оказалось, что выбор руководителя должен был сопровождаться интересами обучения, а не личными качествами. Но это стало понятно только потом, а на тот момент первые несколько вариантов курсовых работ перечеркивались красными чернилами и переписывались несколько раз. Самое интересное, что в итоге я приносила свой первый вариант и он принимался, сопровождаясь словами: «Ну, вот. Можешь ведь, когда захочешь!»

Любимый преподаватель?
Владыченский Александр Сергеевич. Ныне покойный, а тогда для многих студентов «папа Саша». Интеллигентный, я бы даже сказала аристократичный, во всех отношениях преподаватель, читал у нас курс истории почв. В него были влюблены все. Под два метра ростом, с обворожительной улыбкой, бархатным голосом и песнями под гитару. Что не мешало ему быть высочайшим специалистом своего дела. Лекции он читал легко и доступно, внимание аудитории удерживал на 100%. Экзамены принимал всегда по результатам, а не по сложившемуся за семестр мнению о студенте. Всегда, даже когда был очень занят, принимал тех, кто приходил за советом или помощью.

Кстати, об экзаменах. Были ли у вас «автоматы» или договорные экзамены?
Нет, договорных экзаменов, по крайней мере, в тот момент, на факультете почвоведения не было. Потому очень много студентов из платников «обсыпалось». У нас в начале таких было порядка 30 человек, а в конце учебы осталось только 10. Учиться было довольно сложно, потому что учебный процесс был ориентирован на науку, а не зарабатывание денег.

Какой из экзаменов запомнился тебе особенно ярко?
Сейчас уже и не помню…ну, наверное, по геологии. Я потратила кучу времени на вызубривание учебника, знала материал очень хорошо, но в итоге получилась совершенно непонятная 4-ка, потому что попала к «мутному» преподавателю.

Что интересного произошло с тобой за время учебы?
Одна из «зональных» практик на первом курсе. «Зоны» вообще самое интересное из учебного процесса, когда выезжают на «природные зоны» и проходят практику сразу по 4 предметам: геоботаники, почвоведению, истории почв и геологии.
Едут 10 преподавателей и весь курс студентов. На этот раз, мы были в Волгоградской области в степи на т.н. балках. С нами катилась полевая кухня, бочка с водой и прицеп с продуктами. Почему-то, в месте наполнения бочки водой, висел замок и мы остались без воды. Плюс к этому мы приехали в канун выпускных экзаменов в школах, т.е. все местные были дома, никто уже не учился, но еще не разъехались на лето.

Один раз мы побывали на серном источнике, где все искупались и отдохнули, но прошло уже несколько дней, воды нет…жарко! И мы стали просить свозить хотя бы девчонок, куда-нибудь помыться. Нам отказали по причине страха из-за возможных стычек с местными. В результате девчонок оставляют в лагере, а все остальные благополучно помылись. Конечно, мы рассердились и высказали о них все, что мы думали ))

И тут начинается ураганный ливень! Все с хохотом начали купаться под дождем, забыв про все обиды. Самое интересное, было потом, когда преподаватели вернулись в свой лагерь. Все палатки «взрослых» был аккуратно выдернуты ветром и разложены неподалеку ))

Ну, и объективности ради – самый провальный случай из твоей студенческой жизни?
Экзамен по высшей математике. Кое-что я знала, кое-что так себе, и мне было так тоскливо…
Я попала к профессору, который читал у нас этот курс. Он был далеко не молод, чуток не от мира сего и у него просто ужасно пахло из рта. Ну, просто отключалось сознание, когда он раскрывал рот?! За весь «экзамен» мне запомнилась только одна мысль — как бы побыстрее отсюда свалить! Причем оценка была уже совершенно не важна, вплоть до неуда )) В итоге так и получилось. Он поставил мне «2», а я вышла счастливая. Потом, конечно, спокойно пересдала на «3» девочкам с факультета.

Диплом.
Снится до сих пор, что я не успеваю что-то сделать! )) Сложность была в том, что нужно было провести кучу проб и химических анализов, которые как водится не получались, портились, ломались и т.д. При том, что некоторый делались по 2 недели! Суть была в том, что мы нашли железистые конкреции в аллювиальных почвах под Зеленоградом, чего в принципе быть не должно. Цель моего диплома была в том, чтобы выяснить откуда они взялись.

Это было реальное исследование?
Да. И вообще у всех на факультете дипломы были связаны с наукой и насущными задачами, так сказать. Не было теоретических или учебных дипломных проектов. И нам еще повезло. На Химфаке, например, для реального исследования не было оборудования. Уровень материальной базы отставал на многие годы, в результате чего, студенты получали результаты с погрешностью 50%. С тем же успехом, можно было не ставить опыт, а кинуть монетку ))

МГУ тебя изменил?
Конечно. Был достигнут высочайший уровень определенных навыков. Теперь я уже понимаю, что не важно какой факультет, главное фундаментальная подготовка для дальнейшей работы или учебы. Да даже в обычной жизни. Например, поиск и обработка информации, работа с большим количеством данных. Список литературы для Диплома содержал у меня свыше 100 источников на русском и английском языке, и т.д.

Последний вопрос, что посоветуешь тем, кто захочет поступить в МГУ?
Если есть желание, силы и возможности, то конечно поступайте. Общение с интеллектуальной элитой России изменит вашу жизнь навсегда. Но если есть какое-то любимое дело или интерес по жизни, то лучше все-таки развивать его и поступать в специализированные учебные заведения.

Беседу записал: Андрей Храмов