Почему именно Волжская государственная акадения водного транспорта?
Поступить во ВГАВТ (в настоящее время ВГУВТ) было для меня решением, которое не поддаётся сомнению. Я жил в маленьком городе Нижегородской области и работал на градообразующем предприятии ОАО «Окская судоверфь», где занимались судостроением и производством понтонно-мостовых переправ. Поскольку после средней школы я уже отучился в судомеханическиом техникуме, некоторое время отработал мастером на производстве, имел в подчинении бригаду рабочих, то для дальнейшего профессионального роста необходимо было получить высшее образование. ВГАВТ как нельзя лучше подходил для этого. Почти все друзья учились там, всё руководство завода закончило этот ВУЗ, да и поступление на льготных условиях очень привлекало.

Расскажите, как поступали?
К моменту принятия решения о поступлении в академию я почти 5 лет отработал на судоверфи, монотонный труд и неудобный сменный график начинал надоедать. Для бесплатного льготного поступления во ВГАВТ необходимо было заключить договор-контракт с предприятием и отработать на нём ещё 10 долгих лет после окончания ВУЗа. Мне этот вариант не подходил, и я оплатил обучение на заочном отделении без обязательств перед заводом.

Первое впечатление об институте?
Представления о ВУЗе были туманные, неопределённые, основанные только на рассказах друзей. Одним очень нравилась академия, другие можно сказать «тянули лямку», скорей бы отстреляться, получить «вышку» и пойти на повышение. Я знал, что ВГАВТ — одно из крупнейших государственных отраслевых образовательных учреждений, находится под крылом у Федерального агентства морского и речного транспорта. Это придавало значительный вес учебному заведению.

Заочный процесс обучения предполагал, что на сессии и дипломную работу необходимо было приезжать в Нижний Новгород. Возможность отдохнуть от производства и пожить некоторое время в большом городе несомненно радовала.

На момент моего поступления в академии было 3 факультета: судовождения, электромеханический и кораблестроения. Я выбрал последний, поскольку именно кораблестроением я и занимался на Окской судоверфи. При первом посещении академия впечатлила своим размахом, некоторые учебные корпуса расположены в действительно старинных исторических зданиях, а также у ВУЗа имеется уникальный музей речного флота.

Предоставленное общежитие немного оттолкнуло: грязь и неразбериха, поэтому было принято решение снимать квартиру.

Преподавательский состав?
Преподавательский состав очень вдохновил, почти все профессора, люди «старой закалки», специалисты в своём деле. Очень пригодились советы, которые они мне дали, не только относительно профессии, но и жизненные, дельные советы и рекомендации, воспользовавшись которыми я очень выиграл в последствии.

Любимый преподаватель, конечно, был. Это преподаватель дисциплины «Конструкция корпуса судна». Весьма доходчиво излагал свой предмет, всегда отвечал на поставленные вопросы, по возможности оставался после занятий и разъяснял материал дополнительно. Учитель с большой буквы, отлично знал свой предмет, разбирался в нём, не наговаривал бездумно лекции по списанным конспектам.

Был преподаватель «странный», который все лекции записывал на доске, ему казалось, что нам так удобнее, а нам было жутко скучно, нудно и неинтересно.
А вот преподаватель, который в самом начале мне показался вредным, неуступчивым и очень принципиальным (не ставил зачёт даже за донаты), наоборот, сыграл важную поворотную роль в моей жизни, посоветовал кардинально сменить вектор моих ожиданий и стремлений и направил с рекомендациями в совершенно другую часть нашей родины, в другой город, на другое предприятие, где я работаю уже почти 10 лет в тёплом офисе по специальности «конструктор».

Учебный процесс?
Учиться было тяжело. Но государственный технический ВУЗ такого уровня и предполагает очень сложный, жёсткий, дисциплинированный учебный процесс. Академия готовит специалистов для предприятий, имеющих стратегическое значение для нашей страны. Во время моего обучения ВУЗ располагал хорошей библиотекой, вся учебная литература, методические пособия имелись в открытом доступе. Учебный процесс был выстроен по жёсткой учебной программе, на выбор предметы не предлагались. Дисциплина на сессиях, экзаменах суровая, ну естественно ушлых студентов это никогда не останавливало, шпаргалки использовались, не особо удачливые в этом деле шли на пересдачу. Автоматы мне ставились редко, в основном приходилось посещать зачёты и беседовать с преподавателями, видимо они любили прощупывать, кто чем дышит.

Любимый предмет?
Любимы предмет – «Конструкция корпуса судна». Этот предмет легко мне давался, возможно, в силу полученного непосредственного опыта «общения» с корпусами судов на производстве, я знал всю поднаготную изнутри и снаружи. Такие слова, как шпангоут, флор, бимс, шпация, киль, стрингер, штевень, ватервейс, карлингс, бульб, пиллерс –не пустой звук. Строящееся на заводе судно было для меня как второй дом, его днище, борт, палубу, наружную обшивку и переборки, бульб, шахты и корабельные системы я видел изо дня в день, не на картинках учебных пособий, а в реальности.

Какой курс был самый трудный?
Для меня все курсы были трудными. Передышки не давали. В первый год обучения свои трудности: привыкнуть, к учебному процессу, заставить себя заниматься, свыкнуться с мыслью, что ты опять студент, ученик, что надо осваивать большие объёмы информации, заучивать определения, понимать и уметь объяснять теорию, решать практические задания, оформлять чертежи. На последнем курсе свои тонкости: подобрать все «хвосты», закрыть «долги», а чего только стоит подготовка дипломной работы!

Диплом?
Тема моей дипломной работы: «Модернизация цеха по производству понтонов для понтонно-мостовых переправ». Тема не случайна, наиболее приближена к жизни, к производству, направлена на решение вопросов по оптимизации рабочего времени сотрудников на местах, рассматривает условия, необходимые для повышения производительности труда рабочих и специалистов, и улучшения качества производственного процесса.

Жизнь после института?
Подготавливая дипломную работу я честно старался приложить все усилия для наведения порядка в обычном цеху, упорядочить рабочее пространство для таких же рабочих как и я… Но, как я уже сказал ранее, я не стал заключать контракт с заводом на 10 лет обязательной отработки после ВУЗа, в глубине души я понимал, что вырос из производства, что беготня по днищу и палубе уже не привлекают меня… Все мы ищем что-то лучшее, я не исключение, сейчас я работаю по специальности, но я не строю суда, а занимаюсь их проектированием в центральном проектно-конструкторском бюро областного города в должности конструктор.

Заключение.
Ни разу не пожалел, что окончил Волжскую государственную академию водного транспорта, я счастлив, ведь в моей жизни всё сложилось таким образом, что высшее образование я получил уже имея средне техническое, имея некоторый производственный опыт, опыт руководящей должности. Очень рекомендую ВГАВТ за его сильный преподавательский состав и отличную материально-техническую базу!

Беседу записал: Андрей Храмов